В целях предупреждения совершения административных правонарушений в указанной области, возникновения авиационных событий Белгородская транспортная прокуратура разъясняет:
К полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию (ст. 66 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Порядок допуска к полетам гражданских воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами.
Эксплуатанты, выполняющие авиационные работы, в том числе на легких и сверхлегких воздушных судах, выполняют требования, установленные в главах I, II, III, IV, VI и VII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128.
Кроме того, эксплуатант принимает на работу авиационный персонал, имеющий свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов, на которых планируется выполнение конкретных видов авиационных работ (п. 17 Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденных приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249).
Для производства авиационно-химических работ необходимо разрешение Территориального органа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и обязательного соблюдения требований СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» раздела IX Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов авиационным методом.
Сельхозпроизводителям Белгородского региона при заключении договоров на производство авиационно-химических работ необходимо получение согласования с Департаментом агропромышленного комплекса Белгородской области.
Кроме того, каждое воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию: судовые документы: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации; соответствующие документы на каждого члена экипажа; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации (ч. 1 ст. 67 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Немаловажным при выполнении полета является планирование использования воздушного пространства.
Центры Единой системы организации воздушного движения Росавиации осуществляют стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование.
Координирование осуществляется в целях обеспечения заявленной пользователями воздушного пространства деятельности в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства.
План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
План полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов A и C, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса G.
Сообщения о плане полета воздушного судна передаются по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, с использованием сети Интернет, на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение.
Сообщение о представленном плане полета воздушного судна передается в Центр Единой системы организации воздушного движения Росавиации не более чем за 5 суток и не менее чем за 1 час до расчетного времени отправления.
Сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна передается не менее чем за 14 суток, а изменения, вносимые в этот план, представляются не менее чем за 7 суток.
Планирование использования воздушного пространства осуществляется в зоне ответственности аэропорта г. Белгорода Белгородским центром ОрВД филиалом «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в зоне ответственности аэропорта г. Старого Оскола диспетчерской службой ОАО «Аэропорт Старый Оскол».
Поскольку в Белгородской области имеются муниципальные образования, территория которых граничит с территорией Украины, то необходимо отметить, что над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса - воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.
Запрещаются полеты в приграничной полосе без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Авиационные работы, парашютные прыжки, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления (п.п. 43-49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138).
В случае нарушения вышеназванных норм закона виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 11.4 КоАП РФ), а также нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5 КоАП РФ).