Обзор основных изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ, которые
внесены Федеральными законами от 01.05.2019 года №69-ФЗ, №70-ФЗ, №71-ФЗ
№ п/п |
Нормы закона 44-фз до изменений |
Нормы закона 44-фз после изменений |
Изменяемая норма, дата вступления в силу |
Примечание |
I.Изменения, направленные на сокращение сроков закупочного процесса |
||||
|
В случае, если НМЦК не превышает 3 млн. руб. заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней (короткий аукцион) до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, если превышает 3 млн. руб. (длинный аукцион) не менее чем за пятнадцать дней |
Для проведения короткого аукциона ценовой предел НМЦК увеличивается до 300 млн. руб., а для строительных закупок – до 2 млрд. руб. Длинные аукционы проводятся для закупок с НМЦК превышающей указанный предел |
Внесение изменений в ч.2, 3 ст.63 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Общий срок подавляющих закупок сокращается. Но возникает проблема загруженности аукционных комиссий, так как работа комиссии зависит от сложности и числа заявок, а не от НМЦК закупки |
|
Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе при длинном аукционе составлял не более 7 рабочих дней, при коротком – не более 1 рабочего дня |
Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе при длинном аукционе составит не более 3 рабочих дней, при коротком – не более 1 рабочего дня |
Внесение изменений в ч.2 ст.67 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
|
|
При закупках в сфере строительства (строительство, реконструкция объектов капитального строительства) требовалось указывать в закупочной документации требование к материалам, используемым при выполнении работ, соответственно участники закупок представляли первые части заявок с конкретными предложениями о таких материалах |
Добавлена норма, согласно которой в случае, если в закупочную документацию в сфере строительства включается проектная документация, то участники дают только автоматическое согласие выполнять работы в соответствии с проектной документацией. При этом торг проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок, аукционная комиссия рассматривает только юридические правоустанавливающие документы участника и дополнительные документы по опыту |
Внесение изменений в ст.66, 67, 68 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Норма введена с целью исключения излишней детализации материалов, которые применяются при выполнении строительных работ. Также введение нормы позволит минимизировать обращение в ФАС России «профессиональных жалобщиков», которые выявляли формальные нарушения именно в описании строительных материалов. Вместе с тем, для закупок строительных работ, когда проектная документация не требуется все остается по прежнему |
|
Проведение аукциона было предусмотрено по истечению 2 дней после даты окончания рассмотрения первых частей заявок |
День проведения аукциона - рабочий день следующий за датой окончания рассмотрения первых частей заявок |
Внесение изменений в ст.68 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Сокращаются процедурные сроки определения поставщика |
|
Предусмотрено двухэтапное планирование закупочной деятельности план закупок на 3 года и план-график закупок на 1 год. Внесение изменений в планы осуществлялось не ранее чем за 10 дней до публикации извещения |
Изменениями исключен план закупок, внесены корректировки в содержание плана-графика закупок. Порядок формирования и утверждения плана-графика утверждается Правительством РФ. Внесение изменений в план-график закупки допускается не менее чем за 1 день до публикации извещения |
Внесение изменений в ст.17, отмена ст. 16 44-ФЗ, Вступает в силу с 01.10.2019 года, в части сроков внесения изменений с 01.07.2019 года |
Отменяется дублирование сведений вносимых в документы планирования. Частые внесения изменений в планы-графики по объективным причинам обязывали заказчика ждать до публикации извещения 10 дней. Сокращение срока ожидания до публикации оптимизирует закупочный процесс |
II.Изменения, направленные на расширение возможности закупки у единственного поставщика |
||||
|
Заказчиков в сфере спорта, культуры, социальной сферы (по перечню) осуществляли закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (одна сделка) не более 50% совокупного годового объема закупок и должен составлять не более 20 млн. в год |
Перечень заказчиков в сфере спорта, культуры, социальной сферы дополнены домами (центрами) народного творчества, домами (центрами) ремесел. Указанные заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (одна сделка) до 5 млн. в год или не более 50% совокупного годового объема закупок и должен составлять не более и 30 млн. в год |
Внесение изменений в п. 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ Вступает в силу с 31.07.2019 года |
У заказчиков появится больше возможностей закупок у единственного поставщика |
|
Заказчики осуществляли закупки малого объема до 100 тыс. руб. (одна сделка), при этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. |
Заказчики вправе будут осуществлять закупки малого объема до 300 тыс. руб. (одна сделка), при этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. |
Внесение изменений в п. 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Увеличился лимит только одной сделки, общий объем закупок остался прежний |
|
Музыкальные инструменты закупались конкурентными способами |
Заказчики вправе закупать музыкальные инструменты у единственного поставщика |
Внесение изменений в п. 17 ч.1 ст.93 44-ФЗ Вступает в силу с 31.07.2019 года |
У заказчиков появится больше возможностей закупок у единственного поставщика |
|
Осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии на сумму, не превышающую 200 тыс. руб. |
Осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии на сумму, не превышающую 1 млн. руб. |
Внесение изменений в ч. 28 ст.93 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Предоставляется больше возможностей закупки лекарственного препарата конкретному больному по срочным показаниям у единственного поставщика |
III.Изменения, направленные на оптимизацию закупочного процесса, повышение эффективности закупок |
||||
|
Обязательность проведения экспертизы экспертами, экспертными организациями по некоторым закупкам |
Обязанность привлечения внешней экспертизы отменена. |
Внесение изменений в ч. 4 ст.94 44-ФЗ Вступает в силу с 31.07.2019 года |
Исключается расходование бюджетных средств на проведение обязательной внешней экспертизы. Отменяется административная ответственность заказчика за непроведение такой экспертизы |
|
Средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию осуществлялись бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями по 44-ФЗ |
Средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию будут осуществляться бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями по 223-ФЗ |
Внесение изменений в ст.15 44-ФЗ Вступает в силу с 31.07.2019 года |
Необходимо внесение изменений в Положения о закупке бюджетных учреждений и унитарных предприятий |
|
Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления закупалось открытым конкурсом, аукционом, запросом котировок и малыми закупками |
Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления будет закупаться конкурсом с ограниченным участием с дополнительными требованиями к участникам закупок или заказчик вправе провести закупку запросом котировок, малыми закупками, но без дополнительных требований |
Внесение изменений в ст.56 44-ФЗ Вступает в силу с 01.05.2019 года |
Дополнительные требования к участникам закупки исключат участие в закупке участников с плохой репутацией или без опыта оказания услуг, что приведет к повышению качества оказания таких услуг |
|
Заказчик обязан был кроме формирования сведений о заключении, исполнении контракта (этапа контракта) делать отчеты об исполнении контракта (этапа контракта по некоторым закупкам) |
Отчеты об исполнении контракта исключаются |
Внесение изменений в ч. 9 ст.94 44-ФЗ Вступает в силу с 12.05.2019 года |
Исключается дублирование действий заказчика в части размещения в ЕИС информации о контракте. Исключается административная ответственность за неразмещение и несвоевременное размещение такой информации. Отчеты не требуются, в том числе для контрактов, заключенных до 12.05.2109 года (письмо Минфина от 15.05.2019 года №24-06-08/34937) |
|
Обоснование закупки требовалось начиная с планирования такой закупки на соответствие целям и задачам, определенным законом в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе в части объекта закупки, НМЦК, способа закупки |
Обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с правилами нормирования (статья 19 44-ФЗ, областные НПА) и с обоснованной НМЦК (по правилам статьи 22 44-ФЗ). Обоснование при планировании объекта закупки, НМЦК, способа выбора поставщика более не требуется |
Внесение изменений в ст.18 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Упрощается процесс планирования закупок |
|
Из смысла норм статьи 33 ФЗ-44 в системном толковании с нормами Градостроительного кодекса при осуществлении строительных закупок (строительство, реконструкция объектов капитального строительства) требовалась проектная документация |
Добавлена прямая норма, устанавливающая безальтернативное требование о необходимости включения в документацию о закупке в сфере строительства проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случаев, когда такая документация не предусмотрена ГрК РФ |
Внесение изменений в ст.33 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
В случае неразмещения проектной документации (если она обязательна в силу требований ГР К РФ) в составе закупочной документации закупка будет отменена контрольным органом |
|
В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги |
Предусматривается право заказчика осуществлять закупку по цене за единицу товара, работы, услуги при невозможности определения объема закупки любой продукции. При этом устанавливается начальная (максимальная) цена за единицу и указывается максимальное значение цены контракта (лимит денег в рамках которого покупается продукция с установленной ценой за единицу) |
Внесение изменений в ст.42 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года, для лекарственных средств с 01.10.2019 года |
Часто заказчик по объективным причинам не может определить количество нужной продукции, соответственно либо продукции не хватает, либо продукция остается не востребованной. В таких случаях заказчики расторгали контракты или проводили дополнительную закупку. После вступления в силу указанных изменений расторжения контрактов сократятся, денежные средства будут расходоваться более эффективно. Относительно лекарственных средств предполагаются трудности, так как действуют подзаконные акты, которые подлежат приведению в соответствие с нормой закона |
|
Ограничений выплаты аванса при демпинге не устанавливалось |
Введен запрет на выплату аванса при демпинге |
Внесение изменений в ст.37 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Норма введена для исключения злоупотреблений по участию в закупке только с целью получения аванса |
|
Законом не предусмотрено отдельно обеспечение гарантийных обязательств по контракту |
В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК |
Внесение изменений в ст.96 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Обеспечение гарантийных обязательств повышает ответственность поставщика за качественное исполнение обязательств по контракту и возможность обратить взыскание на обеспечительные средства в случае нарушения таких обязательств |
IV.Изменения, касающиеся контрактов |
||||
|
В контракт включается обязательная ответственность поставщика за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде штрафа, причем размер штрафа указывался в виде фиксированной суммы |
Неустойка в виде штрафа не обязательно может быть в виде фиксированной суммы, но например в процентах. Порядок расчета неустойки определяется Правительством РФ |
Внесение изменений в ч. 5 ст.34 44-ФЗ Вступает в силу с 12.05.2019 года |
Возможно внесение изменений в Постановление Правительства РФ №1042. В настоящее время в указанном постановлении штраф предусмотрен только в виде фиксированной суммы, следовательно, условия контрактов в части ответственности остаются прежними |
|
В контракт включается обязательная ответственность поставщика за просрочку исполнения обязательств по контракту в виде пени, в порядке установленном Правительством РФ, но не менее 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ |
Неустойка в виде штрафа в виде пени будет фиксированная 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, за исключением случаев специальной ответственности, предусмотренной предметным законодательством, например 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике» |
Внесение изменений в ч. 7 ст.34 44-ФЗ Вступает в силу с 12.05.2019 года |
Изменения урегулируют правоприменительную практику |
|
Сроки оплаты по контракту регламентированы 44-ФЗ не более 30 дней и не более 15 рабочих дней для СМП |
Специальное предметное законодательство может предусматривать иной срок оплаты. В контракт будет включаться условие об оплате в соответствии со специальным законодательством, а не 44-ФЗ |
Внесение изменений в ч. 13,1 ст.34 44-ФЗ Вступает в силу с 12.05.2019 года |
|
|
Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов |
В случае отсутствия типовых контрактов, разработанных соответствующими органами исполнительной власти РФ, контракты могут быть разработаны Минфином РФ |
Внесение изменений в ч. 11 ст.34 44-ФЗ Вступает в силу с 12.05.2019 года |
Наполняемость банка типовых контрактов ускорится |
|
Внесение изменений в контракт запрещено, за исключением определенных оснований и случаев |
Добавлены случаи и условия внесения изменений в контракт, в том числе в части сроков исполнения, объемов и видов строительных работ, а также любых изменений по контрактам у единственного поставщика по некоторым видам правоотношений |
Внесение изменений в ст.34 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Внесение изменений в контракт по дополнительным основаниям позволит эффективно и качественно исполнить обязательства по контрактам без расторжения контракта и дополнительных закупок |
|
Право заключения контракта со вторым участником, в случае расторжения контракта с победителем не было предусмотрено законом |
Предусмотрено право заключить контракт с участником, занявшим второе место, в случае расторжения контракта с победителем, в т.ч. по соглашению сторон. В случае расторжения в одностороннем порядке со вторым участником можно будет заключить только, если победитель внесен в РНП |
Внесение изменений в ст.95 44-ФЗ включен пункт 17.1 Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Веденная норма позволит не проводить повторную закупку в случае расторжения контракта |
V.Изменения, касающиеся контроля |
||||
|
Срок для подачи жалоб был установлен не позднее 10 дней после итогового протокола. Обжаловать закупку мог любой участник закупки |
Срок для подачи жалоб сокращен до не позднее 5 дней после итогового протокола. Участник закупки, внесенный в РНП не вправе обжаловать закупку |
Внесение изменений в ч.3, 4 ст.105 44-ФЗ Вступает в силу с 12.05.2019 года |
Решена проблема несоответствия сроков обжалования и подписания контрактов. Количество обжалований незначительно, но сократится |
|
Срок рассмотрения документов ФАС России при внесении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков составлял 10 рабочих дней. |
Срок внесения в РНП сокращен до 5 рабочих дней. |
Внесение изменений в ст.104 44-ФЗ Вступает в силу с 12.05.2019 года |
Увеличивается вероятность отклонения участника закупки, внесенного в РНП, от участия в определении поставщика |
|
Запрета на совмещение полномочий на определение поставщика (уполномоченный орган) и на осуществление контрольных функций не устанавливалось |
Контрольные органы не смогут выполнять функции уполномоченных органов и учреждений при централизованных закупках. |
Внесение изменений в ст.1, 99 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Регионы, в которых функции контроля и определения поставщика совмещены в одном органе власти будут вынуждены проводить реорганизацию таких органов |
|
Уровни контроля определены соответственно на федеральном, региональном и местном уровнях |
Органы исполнительной власти регионов смогут контролировать работу муниципальных заказчиков по соглашениям между субъектом РФ и муниципальным образованием. Контролеры получат право проводить внеплановые проверки, если получат информацию о нарушении законодательства из любого источника (жалобы, обращения, СМИ и т.д.). Эффективность работы контрольных органов будут оценивать в порядке, который установит Правительство |
Внесение изменений в ст.99 44-ФЗ Вступает в силу с 01.07.2019 года |
Единый порядок осуществления контрольных функций приведет к единообразию правоприменительной практики. На контрольные органы возлагается возможность самостоятельного выявления нарушений. С 01.01.2020 года начнет работать ГИС «Независимый регистратор», предназначенный для мониторинга и фиксирования действий и бездействий участников закупки и заказчиков, а также операторов электронных площадок. ГИС «НР» может служит источником информации о нарушениях |
|
С учетом изменения порядка планирования закупок контроль по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ проводят с учетом особенностей: — не контролируют соответствие информации об ИКЗ и об объеме финансового обеспечения; — контролируют соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенном в планы-графики, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика. Изменили порядок финансового контроля. Казначейство, региональные и муниципальные органы финконтроля, органы управления внебюджетными фондами будут проверять: — объем финансового обеспечения в плане-графике; — ИКЗ и объем финансового обеспечения закупок, сведения о которых не публикуют в ЕИС. Кроме того, только Казначейство будет сверять ИКЗ и объем финансового обеспечения: — в извещениях и плане-графике; — протоколах и извещениях; — проектах контрактов и протоколах. При этом вместо Казначейства Правительство может назначить другой орган исполнительной власти. |
Внесение изменений в ст.99 44-ФЗ Нормы применяются поэтапно с 01.10.2019 года по 31.03.2020 года, с 01.04.2020года |
Необходимо учесть при осуществлении финансового контроля |