Грайворонский городской округ
Официальный сайт органов местного самоуправления Грайворонского городского округа

Обзор изменений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Обзор изменений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обзор основных изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ, которые

внесены Федеральными законами от 01.05.2019 года №69-ФЗ, №70-ФЗ, №71-ФЗ

п/п

Нормы закона 44-фз до изменений

Нормы закона 44-фз после изменений

Изменяемая норма,

дата вступления в силу

Примечание

I.Изменения, направленные на сокращение сроков закупочного процесса

В случае, если НМЦК не превышает 3 млн. руб. заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней (короткий аукцион) до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, если превышает 3 млн. руб. (длинный аукцион) не менее чем за пятнадцать дней

Для проведения короткого аукциона ценовой предел НМЦК увеличивается до 300 млн. руб., а для строительных закупок – до 2 млрд. руб. Длинные аукционы проводятся для закупок с НМЦК превышающей указанный предел

Внесение изменений в ч.2, 3 ст.63 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Общий срок подавляющих закупок сокращается. Но возникает проблема загруженности аукционных комиссий, так как работа комиссии зависит от сложности и числа заявок, а не от НМЦК закупки

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе при длинном аукционе составлял не более 7 рабочих дней, при коротком – не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе при длинном аукционе составит не более 3 рабочих дней, при коротком – не более 1 рабочего дня

Внесение изменений в ч.2 ст.67 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

При закупках в сфере строительства (строительство, реконструкция объектов капитального строительства)  требовалось указывать в закупочной документации требование к материалам, используемым при выполнении работ, соответственно участники закупок представляли первые части заявок с конкретными предложениями о таких материалах

Добавлена норма, согласно которой в случае, если в закупочную документацию в сфере строительства включается проектная документация, то участники дают только автоматическое согласие выполнять работы в соответствии с проектной документацией. При этом торг проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок, аукционная комиссия рассматривает только юридические правоустанавливающие документы участника и дополнительные документы по опыту

Внесение изменений в ст.66, 67, 68 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Норма введена с целью исключения излишней детализации материалов, которые применяются при выполнении строительных работ. Также введение нормы позволит минимизировать обращение в ФАС России «профессиональных жалобщиков», которые выявляли формальные нарушения именно в описании строительных материалов. Вместе с тем, для закупок строительных работ, когда проектная документация не требуется все остается по прежнему

Проведение аукциона было предусмотрено по истечению 2 дней после даты окончания рассмотрения первых частей заявок

День проведения аукциона - рабочий день следующий за датой окончания

рассмотрения первых частей заявок

Внесение изменений в ст.68 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Сокращаются процедурные сроки определения поставщика

Предусмотрено двухэтапное планирование закупочной деятельности план закупок на 3 года и план-график закупок на 1 год. Внесение изменений в планы осуществлялось не ранее чем за 10 дней до публикации извещения

Изменениями исключен план закупок, внесены корректировки в содержание плана-графика закупок. Порядок формирования и утверждения плана-графика утверждается Правительством РФ. Внесение изменений в план-график закупки допускается не менее чем за 1 день до публикации извещения

Внесение изменений в ст.17, отмена ст. 16 44-ФЗ,

Вступает в силу с 01.10.2019 года, в части сроков внесения изменений с 01.07.2019 года

Отменяется дублирование сведений вносимых в документы планирования. Частые внесения изменений в планы-графики по объективным причинам обязывали заказчика ждать до публикации извещения 10 дней. Сокращение срока ожидания до публикации оптимизирует закупочный процесс

II.Изменения, направленные на расширение возможности закупки у единственного поставщика

Заказчиков в сфере спорта, культуры, социальной сферы (по перечню) осуществляли закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (одна сделка) не более 50% совокупного годового объема закупок и должен составлять не более 20 млн. в год

Перечень заказчиков в сфере спорта, культуры, социальной сферы дополнены домами (центрами) народного творчества, домами (центрами) ремесел. Указанные заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (одна сделка) до 5 млн. в год или не более 50% совокупного годового объема закупок и должен составлять не более и 30 млн. в год

Внесение изменений в п. 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ

Вступает в силу с 31.07.2019 года

У заказчиков появится больше возможностей закупок у единственного поставщика

Заказчики осуществляли закупки малого объема до 100 тыс. руб. (одна сделка), при этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.

Заказчики вправе будут осуществлять закупки малого объема до 300 тыс. руб. (одна сделка), при этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.

Внесение изменений в п. 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Увеличился лимит только одной сделки, общий объем закупок остался прежний

Музыкальные инструменты закупались конкурентными способами

Заказчики вправе закупать музыкальные инструменты у единственного поставщика

Внесение изменений в п. 17 ч.1 ст.93 44-ФЗ

Вступает в силу с 31.07.2019 года

У заказчиков появится больше возможностей закупок у единственного поставщика

Осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии на сумму, не превышающую 200 тыс. руб.

Осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии на сумму, не превышающую 1 млн. руб.

Внесение изменений в ч. 28 ст.93 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Предоставляется больше возможностей закупки лекарственного препарата конкретному больному по срочным показаниям у единственного поставщика

III.Изменения, направленные на оптимизацию закупочного процесса, повышение эффективности закупок

Обязательность проведения экспертизы экспертами, экспертными организациями по некоторым закупкам

Обязанность привлечения внешней экспертизы отменена.

Внесение изменений в ч. 4 ст.94 44-ФЗ

Вступает в силу с 31.07.2019 года

Исключается расходование бюджетных средств на проведение обязательной внешней экспертизы.

Отменяется административная ответственность заказчика за непроведение такой экспертизы

Средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования

(благотворительного пожертвования), по завещанию осуществлялись бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями по 44-ФЗ

Средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования

(благотворительного пожертвования), по завещанию будут осуществляться бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями по  223-ФЗ

Внесение изменений в ст.15 44-ФЗ

Вступает в силу с 31.07.2019 года

Необходимо внесение изменений в Положения о закупке бюджетных учреждений и унитарных предприятий

Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления закупалось открытым конкурсом, аукционом, запросом котировок и малыми закупками

Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления будет закупаться конкурсом с ограниченным участием с дополнительными требованиями к участникам закупок или заказчик вправе провести закупку запросом котировок, малыми закупками, но без дополнительных требований

Внесение изменений в ст.56 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.05.2019 года

Дополнительные требования к участникам закупки исключат  участие в закупке участников с плохой репутацией или без опыта оказания услуг, что приведет к повышению качества оказания таких услуг

Заказчик обязан был кроме формирования сведений о заключении, исполнении контракта (этапа контракта) делать отчеты об исполнении контракта (этапа контракта по некоторым закупкам)

Отчеты об исполнении контракта исключаются

Внесение изменений в ч. 9 ст.94 44-ФЗ

Вступает в силу с 12.05.2019 года

Исключается дублирование действий заказчика в части размещения в ЕИС информации о контракте. Исключается административная ответственность за неразмещение и несвоевременное размещение такой информации. Отчеты не требуются, в том числе для контрактов, заключенных до 12.05.2109 года (письмо Минфина от 15.05.2019 года №24-06-08/34937)

Обоснование закупки требовалось начиная с планирования такой закупки на соответствие целям и задачам, определенным законом в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе в части объекта закупки, НМЦК, способа закупки

Обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с правилами нормирования (статья 19 44-ФЗ, областные НПА) и с обоснованной НМЦК (по правилам статьи 22 44-ФЗ).

Обоснование при планировании объекта закупки, НМЦК, способа выбора поставщика более не требуется

Внесение изменений в ст.18 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Упрощается процесс планирования закупок

Из смысла норм статьи 33 ФЗ-44 в системном толковании с нормами Градостроительного кодекса при осуществлении строительных закупок (строительство, реконструкция объектов капитального строительства) требовалась проектная документация

Добавлена прямая норма, устанавливающая безальтернативное требование о необходимости включения в документацию о закупке в сфере строительства проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случаев, когда такая документация не предусмотрена ГрК РФ

Внесение изменений в ст.33 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

В случае неразмещения проектной документации (если она обязательна в силу требований ГР К РФ) в составе закупочной документации закупка будет отменена контрольным органом

В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги

Предусматривается право заказчика осуществлять закупку по цене за единицу товара, работы, услуги при невозможности определения объема закупки любой продукции. При этом устанавливается начальная (максимальная) цена за единицу и указывается максимальное значение цены контракта (лимит денег в рамках которого покупается продукция с установленной ценой за единицу)

Внесение изменений в ст.42 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года, для лекарственных средств с 01.10.2019 года

Часто заказчик по объективным причинам не может определить количество нужной продукции, соответственно либо продукции не хватает, либо продукция остается не востребованной. В таких случаях заказчики расторгали контракты или проводили дополнительную закупку. После вступления в силу указанных изменений расторжения контрактов сократятся, денежные средства будут расходоваться более эффективно.

Относительно лекарственных средств предполагаются трудности, так как действуют подзаконные акты, которые подлежат приведению в соответствие с нормой закона

Ограничений выплаты аванса при демпинге не устанавливалось

Введен запрет на выплату аванса при демпинге

Внесение изменений в ст.37 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Норма введена для исключения злоупотреблений по участию в закупке только с целью получения аванса

Законом не предусмотрено отдельно обеспечение гарантийных обязательств по контракту

В случае установления заказчиком требования об обеспечении

гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за

исключением отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется

после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого

обеспечения в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10%

НМЦК

Внесение изменений в ст.96 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Обеспечение гарантийных обязательств повышает ответственность поставщика за качественное исполнение обязательств по контракту и возможность обратить взыскание на обеспечительные средства в случае нарушения таких обязательств

IV.Изменения, касающиеся контрактов

В контракт включается обязательная ответственность поставщика за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств по  контракту в виде штрафа, причем размер штрафа указывался в виде фиксированной суммы

Неустойка в виде штрафа не обязательно может быть в виде фиксированной суммы, но например в процентах. Порядок расчета неустойки определяется Правительством РФ

Внесение изменений в ч. 5 ст.34 44-ФЗ

Вступает в силу с 12.05.2019 года

Возможно внесение изменений в Постановление Правительства РФ №1042. В настоящее время в указанном постановлении штраф предусмотрен только в виде фиксированной суммы, следовательно, условия контрактов в части ответственности остаются прежними

В контракт включается обязательная ответственность поставщика за просрочку исполнения обязательств по  контракту в виде пени, в порядке установленном Правительством РФ, но не менее 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ

Неустойка в виде штрафа в виде пени будет фиксированная 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, за исключением случаев специальной ответственности, предусмотренной предметным законодательством, например 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике»

Внесение изменений в ч. 7 ст.34 44-ФЗ

Вступает в силу с 12.05.2019 года

Изменения урегулируют правоприменительную практику

Сроки оплаты по контракту регламентированы 44-ФЗ не более 30 дней и не более 15 рабочих дней для СМП

Специальное предметное законодательство может предусматривать иной срок оплаты. В контракт будет включаться условие об оплате в соответствии со специальным законодательством, а не 44-ФЗ

Внесение изменений в ч. 13,1 ст.34 44-ФЗ

Вступает в силу с 12.05.2019 года

Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов

В случае отсутствия типовых контрактов, разработанных соответствующими органами исполнительной власти РФ, контракты могут быть разработаны Минфином РФ

Внесение изменений в ч. 11 ст.34 44-ФЗ

Вступает в силу с 12.05.2019 года

Наполняемость банка типовых контрактов ускорится

Внесение изменений в контракт запрещено, за исключением определенных оснований и случаев

Добавлены случаи и условия внесения изменений в контракт, в том числе в части сроков исполнения, объемов и видов строительных работ, а также любых изменений по контрактам у единственного поставщика по некоторым видам правоотношений

Внесение изменений в ст.34 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Внесение изменений в контракт по дополнительным основаниям позволит эффективно и качественно исполнить обязательства по контрактам без расторжения контракта и дополнительных закупок

Право заключения контракта со вторым участником, в случае расторжения контракта с победителем не было предусмотрено законом

Предусмотрено право заключить контракт с участником, занявшим второе место, в случае расторжения контракта с победителем, в т.ч. по соглашению сторон. В случае расторжения в одностороннем порядке со вторым участником можно будет заключить только, если победитель внесен в РНП

Внесение изменений в ст.95 44-ФЗ включен пункт 17.1

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Веденная норма позволит не проводить повторную закупку в случае расторжения контракта

V.Изменения, касающиеся контроля

Срок для подачи жалоб был установлен не позднее 10 дней после итогового протокола. Обжаловать закупку мог любой участник закупки

Срок для подачи жалоб сокращен до не позднее 5 дней после итогового протокола.

Участник закупки, внесенный в РНП не вправе обжаловать закупку

Внесение изменений в ч.3, 4 ст.105 44-ФЗ

Вступает в силу с 12.05.2019 года

Решена проблема несоответствия сроков обжалования и подписания контрактов. Количество обжалований  незначительно, но сократится

Срок рассмотрения документов ФАС России при внесении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков составлял 10 рабочих дней.

Срок внесения в РНП сокращен до 5 рабочих дней.

Внесение изменений в ст.104 44-ФЗ

Вступает в силу с 12.05.2019 года

Увеличивается вероятность отклонения участника закупки, внесенного в РНП, от участия в определении поставщика

Запрета на совмещение полномочий на определение поставщика (уполномоченный орган) и на осуществление контрольных функций не устанавливалось

Контрольные органы не смогут выполнять функции уполномоченных органов и учреждений при централизованных закупках.

Внесение изменений в ст.1, 99 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Регионы, в которых функции контроля и определения поставщика совмещены в одном органе власти будут вынуждены проводить реорганизацию таких органов

Уровни контроля определены соответственно на федеральном, региональном и местном уровнях

Органы исполнительной власти регионов смогут контролировать работу муниципальных заказчиков по соглашениям между субъектом РФ и муниципальным образованием.

Контролеры получат право проводить внеплановые проверки, если получат информацию о нарушении законодательства из любого источника (жалобы, обращения, СМИ и т.д.). Эффективность работы контрольных органов будут оценивать в порядке, который установит Правительство

Внесение изменений в ст.99 44-ФЗ

Вступает в силу с 01.07.2019 года

Единый порядок осуществления контрольных функций приведет к единообразию правоприменительной практики.

На контрольные органы возлагается возможность самостоятельного выявления нарушений. С 01.01.2020 года начнет работать ГИС «Независимый регистратор», предназначенный для мониторинга и фиксирования действий и бездействий участников закупки и заказчиков, а также операторов электронных площадок. ГИС «НР»  может служит источником информации о нарушениях

С учетом изменения порядка планирования закупок контроль по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ проводят с учетом особенностей:

— не контролируют соответствие информации об ИКЗ и об объеме финансового обеспечения;

— контролируют соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенном в планы-графики, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика.

Изменили порядок финансового контроля. Казначейство, региональные и муниципальные органы финконтроля, органы управления внебюджетными фондами будут проверять:

— объем финансового обеспечения в плане-графике;

— ИКЗ и объем финансового обеспечения закупок, сведения о которых не публикуют в ЕИС.

Кроме того, только Казначейство будет сверять ИКЗ и объем финансового обеспечения:

— в извещениях и плане-графике;

— протоколах и извещениях;

— проектах контрактов и протоколах.

При этом вместо Казначейства Правительство может назначить другой орган исполнительной власти.

Внесение изменений в ст.99 44-ФЗ

Нормы применяются поэтапно с 01.10.2019 года  по 31.03.2020 года, с 01.04.2020года

Необходимо учесть при осуществлении финансового контроля

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie