Грайворонский муниципальный округ
Официальный сайт органов местного самоуправления Грайворонского муниципального округа

Об ответственности за ненадлежащее использование плодородного слоя почвы

Об ответственности за ненадлежащее использование плодородного слоя почвы.

Плодородным слоем почвы, называется верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами. К плодородным слоям почвы относится, в частности, чернозем - изобилующая перегноем почва по преимуществу степных и лесостепных районов. Земельным кодексом РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Но, к сожалению, землепользователи зачастую забывают либо пренебрегают своими обязанностями в вопросах охраны и рационального использования, принадлежащих им земель, что часто приводит к порче земель и другим серьезным последствиям. Порча земли — экологическое преступление, заключающееся в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Чаще всего плодородную землю уничтожают во время незаконной разработки карьеров по добыче песка или глины, при строительстве дорог и трубопроводов. Есть даже случаи откровенной торговли черноземом.
В настоящее время остро стоит вопрос сохранения плодородного слоя почвы на территории Белгородской области. От состояния и плодородия земель напрямую зависит способность государства обеспечивать население продуктами питания, а также обеспечивать экономический рост государства.
Согласно Конституции земля в Российской Федерации используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В развитие приведенных конституционных норм Земельным кодексом, в числе основных принципов земельного законодательства, закреплен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Наличие в собственности или аренде земельного участка не только предоставляет обширные права, в том числе право владения и пользования участком, право распоряжаться им по своему усмотрению, но и налагает на землепользователя определенные обязанности. Перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, установлен статьёй 42 Земельного кодекса. В соответствии с вышеуказанной статьей Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие. В нарушение вышеуказанных требований землепользователи допускают самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы. Между тем согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель только при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами. При этом порядок использования плодородного слоя регламентируется п. 8. «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных совместным Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67.
Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
За уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земель наступает административная ответственность по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, а именно: «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
 Также, землепользователи в соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса должны осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности. Согласно п.2 ст.13 Земельного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

Воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
Защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
Защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
За невыполнение вышеуказанных мероприятий по охране земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
За не использование земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением в течение 3 лет, предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства, санкциями которой предусмотрено наложение административного штрафа: - на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тысяч рублей; - на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей; - на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.
Землепользователям также необходимо знать, что помимо административной ответственности за нарушения земельного законодательства предусмотрена возможность принудительного изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Согласно положениям ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае:

если используется с нарушением установленных законодательством требований, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;
если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка или использования с нарушением законодательства, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства.
Также, юридические лица, граждане обязаны помнить, что в соответствии п.1 ст.76 Земельного кодекса они обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Определение размера причиненного вреда почвам, как объекту окружающей среды, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в порядке, предусмотренном Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 8 июля 2010г. N 238.

 Управление муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации района

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie